Дым, газ и пули

Июнь 6, 2020 - 14:38

Рубрика:

Ночь с понедельника на вторник выдалась в Вашингтоне богатой на аресты: для сравнения в первый день протеста было арестовано 18 человек, на 2-й день – 88, а в ночь с понедельника на вторник - 300. Почему же именно в эту ночь количество арестов превысило разумные пределы? Дело в том , что именно в понедельник в Вашингтоне был введен комендантский час и у полиции появился еще один повод для арестов особо ретивых демонстрантов. Сначала собирались ввести комчас с 11 вечера до 6 утра, но днем было объявлено о переносе его начала на 7 часов вечера.  Протестующих это не остановило.

Я был у Белого Дома в 6 часов вечера, как раз перед комендантским часом и как раз в то время когда начался разгон демонстрации – это было примерно в полседьмого, то есть еще до начала комендантского часа и до того как Дональд Трамп со своей женой Меланией, свитой и охраной прошагал от Белого Дома через закрытый сейчас парк Лафайетт к епископальной церкви Сэнт Джон, или Святого Иоанна, и сфотографировался с Библией в руках на ее фоне.

pic_6.jpg

Разница с предыдущими днями ощущалась сразу же – в первых рядах за железной оградой, отделяющей парк Лафайетт от демонстрантов стояли крепкие ребята в камуфляжной форме и с прозрачными щитами, на которых было написано «Военная полиция». Пригрозил же Трамп накануне ввести войска, чтобы « доминировать над сбродом и неудачниками», вот и начал выполнять свое обещание. В полседьмого  военная полиция, конная полиция, парковая полиция и местная муниципальная полиция начали надвигаться с двух сторон и оттеснять демонстрантов, которые, надо сказать, ничем такие действия не спровоцировали: в основном скандировали лозунги, главным из которых из которых является «Черные жизни имеют значение».

pic_9.jpg

Но полиции поступил приказ освободить для Трампа этот пятачок на пересечении 16-й улицы и Н-street, для чего были использованы шумовые гранаты, слезоточивый газ и резиновые пули. Невысоко барражировал вертолет.  Оттесняли довольно жестко, ряды полицейских  делали 5-10 шагов вперед, крича в унисон Move back-Move back, то есть «двигайтесь назад», а тех, кто не успевал отойти или сопротивлялся,  толкали, и отодвигали своими щитами. Пострадали и журналисты:  полиция  ни с кем не церемонилась, и на моих глазах сильно толкнула телеоператора и корреспондентку австралийского телевидения, которые упали на землю, но потом встали на ноги, а девушка, отбегая, продолжала вести прямой репортаж. Я забыл свой журналистский бейдж Госдепа США, поэтому для полицейских мог показаться не объективным наблюдателем, а одним из протестующих, хотя они в этот момент оттесняли всех – и с бейджами, и без, и с камерами, и с микрофонами. Я не видел, чтобы кого-то били дубинками, но когда сопротивляющихся валили на землю, то делали это, конечно, не в мягко, а как положено по инструкции. Некоторые демонстранты пытались говорить с полицейскими, некоторые их грубо оскорбляли, крича в лицо «Fuck 12!»- а «12», как я недавно узнал, означает на геттовском жаргоне «копы», или «менты», по-русски. Время от времени толпа в унисон выкрикивала еще один популярный лозунг «Кого вы защищаете?», но непреклонные полисмены, включая и военных, продолжали делать свое дело.

pic_8.jpg

Толпа двигалась назад, время от времени отбегая, на что опытные демонстранты давали совет: «Не бегите, а идите!», но когда люди слышали взрывы шумовых гранат и в них летели дымовые канистры, то инстинктивно отбегали назад – тут уже было не до прогулки! Я тоже наглотался дыма, но не так много , а слезоточивого газа я не почувствовал. Полиция позже отрицала, что он вообще использовался. На перекрестке 16-й улицы и  I-street, а все улицы в Вашингтоне идут по алфавиту, уже стояли ряды полицейских - то есть мы были практически в окружении, а время подходило к семи.  Но они  еще выпускали людей через узкий коридор, я успел выйти за несколько минут до 7 часов, а из тех те кто остался многие были позже задержаны. Вот поэтому-то в тот день было арестовано 300 человек.

pic_11.jpg

На следующий день я вернулся на тот же самый пятачок - ситуация уже была совершенно иной: вокруг парка установили забор высотой примерно два с половиной метра, поэтому перелезть через него уже не было никакой возможности, в отличие от железных барьеров, которые стояли раньше – те были высотой примерно по пояс. Поэтому, хоть толпа была большая, все что они могли делать - это скандировать лозунги, иногда оскорблять полицейских, изредка кидать в них бутылки с водой – но это пресекалось самими же протестующими. Около церкви Св. Джона стояло множество телекамер из разных информационных агенств, музыкант в сюртуке играл на виолончели, ходил то ли католический, то ли англиканский священник в красном пилеолусе на голове и окроплял протестующих святой водой – досталось и мне немного, да и телефон мой тоже теперь окроплен. Всюду ощущался запах «травки».

Днем протестующие огромной, хорошо организованной толпой, которую вели люди с мегафонами, прошли от  Белого Дома по улицам города, но вандализма не было, так как во-первых на каждом перекрестке стояла полиция, в во-вторых сейчас окна в большинстве магазинов Вашингтона заколочены фанерой. Их и сейчас продолжают  заколачивать – так что у столяров и фанерных дел мастеров работы сейчас выше крыши.

Толпа потом прошла по Пеньсильвания-авеню мимо гостиницы Трампа к Капитолию, поскандировала лозунги там и вернулась к Белому Дому. Проходя мимо гостиницы Трампа они призвали полицейских преклонить колено – жест, отражающий солидарность людей, объединенных неприязнью расизма. Полицейские так и сделали. Кстати, и во время разгона демонстрации около Белого Дома полицейских призывали сделать то же самое, но обстановка была накалена, и им явно было не до такого символизма.

pic_7.jpg

Вечером протест потух практически на глазах, потому что для столкновения нужна провокация, а полиция протестующих не разгоняла, и массово не арестовывала, несмотря на комендантский час. Мэр города Мюриэль Браузер объявила, что не будет в среду продлевать комендантский час.

Cейчас комчас введен практически по всей стране – в других городах ситуация намного хуже, чем в американской столице, а погромы торговых центров и магазинов происходят пока что беспрерывно.

Сейчас, когда в Вашингтон введена Национальная Гвардия на подступах к Белому Дому стоят бронированные автомобили, Humvees, а нацгвардейцы, наряду с полицией, патрулируют улицы. Лично я уверен, что протесты вскоре затухнут, вернее, их погасят силой. Сейчас идут активные поиски внешнего врага, и на внешнеполитическом фронте, возможно, произойдет что-то такое, что затмит собой эту внутриполитическую проблему, ровно также как эти протесты затмили собой проблему коронавируса. Сейчас  проходит активная фаза «протестовируса», но он будет вылечен под хирургическим присмотром доктора Трампа с помощью его военврачей.

Олег Меркулов

Корреспондент разеты "Латвия Бизнесс"

Поделиться: