Первые дни снятия некоторых карантинных ограничений в Вашингтоне совпали с начавшейся волной насилия, погромов и столкновений с полицией во многих крупных городах Америки. Протесты, переросшие в массовые бунты с поджогами и мародерством, связаны со смертью придушенного полицейским афроамериканца Джорджа Флойда. Не обошлось без столкновений и в столице США – в то время как многие жители американской столицы, уставшие от ограничений, наслаждались блюдами и прохладительными напитками за столиками на ресторанных верандах - а пока что обслуживать клиентов можно только на открытом воздухе, более тысячи протестующих собралось около Белого Дома, чтобы выразить свой протест против действий полиции. По-крайней мере это послужило формальным поводом для протеста – чем сильнее разогревалась толпа, тем больше и громче разгневанные демонстранты выливали свою злость и осыпали проклятиями президента Трампа, который, в их понятии, является символом расизма, неравенства и полицейского беспредела.
Трамп накануне и сам подлил масла в огонь своим очередным твиттом, восхваляющим действия сотрудников Секретной службы, которые отвечают за безопасность Белого Дома: «Они позволили «протестующим»» орать и шуметь сколько им влезет, но если кто-то вел себя слишком резво или выходил за пределы, то их быстро подавляли, жёстко - те даже не могли понять что по ним ударило. Большая толпа, профессионально организованная, но никто и близко не подошел к тому, чтобы пересечь ограду. А если бы им это удалось... то их бы встретили самые злые псы и самое грозное оружие, которое я когда-либо видел. Вот тогда бы этим людям действительно было бы больно. Многие сотрудники Секретной службы просто ждут активных действий.»
Долго ждать не пришлось – уже в субботу вечером в сотрудников, или, как их называют, «агентов» Секретной службы полетели бутылки, камни, мусор и петарды. Толпа пыталась пробиться сквозь металлические барьеры, в одном эпизоде произошло «перетегявание барьера» и победили в этом неспортивном соревновании демонстранты, правда, агенты вскоре пошли в наступление с помощью светошумовых гранат и слезоточивого газа и отбили барьер вместе с прилегающей территорией парка Лафайетт. Протестующие не терялись и начали бить стекла близлежащих магазинов и ресторанов, используя для этого бейсбольные биты и камни, и малюя по пути следования граффити. «Богатые больше не в безопасности!» гласила надпись на стене рядом с разбитыми стеклянными дверьми у входа в «Овальный кабинет» - дорогой фешенебельный ресторан, расположенный прямо через дорогу от парка Лафайетт. Другие лозунги, которые выкрикивали и демонстрировали протестующие, в основном были следующего содержания: « Справедливость для Джорджа Флойда», « На хрен белое превосходство», «Нет справедливости – нет мира», « А чёрные разве не люди?», « Тёмная кожа не преступление», «Защитите чёрных женщин», «Остановить полицейских убийц», «Если ты не против полиции, то ты за полицию», «Заставим расистов снова бояться», «Хватит нас убивать», «Террорист в Белом Доме». Успели и испохабить Мемориал Второй Мировой войны надписью: « А черные ветераны считаются?» Но главным рефреном звучали два лозунга, которые периодически скандировала вся толпа – и белые, и черные, и латиноамериканцы: « Чёрные жизни имеют значение» и « Я не могу дышать».
Как мне показалось, смерть Джорджа Флойда для многих явилась лишь поводом для выражения накопившихся обид и катализатором протестов, вмиг охвативших карантинную Америку. Навскидку, не менее трети протестующих - белые, процентов 90 – молодые лет этак 18-30 , много растатуированных неформалов, но есть и с виду совершенно типичные молодые офисные работники, стоящие плечом к плечу с чернокожими ребятами из гетто. О карантине, социальной дистанции и коронавирусе протестующие, естественно, в данных обстоятельствах не сильно заботятся, но некоторые стараются соблюдать дистанцию в 6 футов и почти все в масках, казалось бы для того, чтобы их лица не были зафиксированы полицейской или уличной видеокамерой в случае, если придется отвечать за вандализм или сопротивление полиции. Однако, это не так – когда я их опрашивал, они действительно пытались соблюдать определенную дистанцию так что приходилось вытягивать руку с диктофоном, да и бояться им особенно нечего, ведь большинство пришло лишь мирно протестовать, в отличие от тех мародеров, что грабят магазины и поджигают полицейские участки. Прошу иметь ввиду, что я был очевидцем столкновений лишь в Вашингтоне, жители которого в большинстве своем образованные и более-менее законопослушные люди, в других городах все происходит гораздо жёстче и травматичнее.
Но без эксцессов, конечно, не обошлось и тут – особенно в ночь с субботы на воскресенье: тогда шестьдесят агентов Секретной Службы и одиннадцать полицейских получили травмы, повреждено 29 полицейских машин и арестовано 17 протестующих. Журналиста консервативного канала FOX с его оператором и двумя охранниками просто пинками и тычками гнали через два квартала, обливая водой, вырывая микрофон, кидаясь в него мусором, пока на пути не попалась патрульная машина с включенными маячками, и то без полицейских внутри – они подошли лишь спустя полминуты. Данных о количестве травмированных демонстрантах у меня нет, но точно ясно, что многим пришлось надышаться слезоточивым газом и получить в лицо мощные струи из перцовых баллонов. На тех, кто был задержан, сразу же надели наручники – здесь, в отличие от России и Латвии, это обычная процедура и действует полиция жёстко, разве что не всегда кладя на землю и прижимая шею коленом: не перестаю удивляться задержаниям российской полицией, которая, кажется, не только не пользуется наручниками, а долго уговаривает пройти с ними, затем вежливо сопровождает задержанных под белы ручки до фургонов, из которых те потом ведут стримы со своих неизьятых мобильных телефонов.
Кстати, и в последних американских беспорядках не обошлось без «российского следа»: несколько политэкспертов и даже сама бывший советник президента Обамы по национальной безопасности Сьюзан Райс заявили без всяких доказательств о возможной причастности России к разгоревшимся бунтам. Сьюзан Райс дословно заявила следующее: « У меня сейчас нет доступа к разведданным, но, исходя из моего опыта всё разыгрывается прямо по российским нотам. Я не удивлюсь, если узнаю, что они подстрекали некоторых из этих экстремистов с обеих сторон с помощью социальных сетей. Я бы не удивилась, если бы узнала, что они финансируют это каким-то образом, в той или иной форме».
У меня тоже нет доступа к разведданным, зато есть прямой доступ к демонстрантам, которым я задал один и тот же вопрос во время их протеста у Белого Дома : «Имеет ли Россия, на Ваш взгляд, какое-нибудь отношение к сегодняшнему протесту?». Я визуально выбирал более-менее активных демонстрантов с плакатами, и белых, и смуглых, и афроамериканцев.
Некоторые просто сказали: «Нет. Не имеет.» А некоторые дали более развернутые ответы:
Дженнифер Биман: «Я как-то не думала о роли России во всем происходящем. Все возможно в наше время в этом сумасшедшем мире. Я не знаю, что у России на уме, но лично я пришла сюда по своей воле и ничего не слышала о том, что Россия тут замешана».
Рэйчел: «Почему Россия должна иметь какое-то отношение к этому? Не они же убивают людей. Так что определённо – нет.»
Джон О’Коннор, президент благотворительной организации, выступающей за равное правосудие, « Концерты нас объединяют»: «Этот протест на самом деле отличается от протестов времён борьбы за гражданские права. Видите, малого кого арестовывают – можно мирно протестовать, можно устроить сидячую демонстрацию. Через неделю об этом позабудут, через неделю ничего не изменится, а если бы они заполнили тюрьмы мирными протестующими , то люди бы это не оставили без внимания. Я надеюсь, что кто-нибудь мог бы лучше организовать это, учитывая нашу историю, и как это было сделано 60 лет назад. Россия, конечно, не имеет к тому никакого отношения – наша полиция убивает наших людей, а не русские. Не поймите меня неправильно - Россия нам не друг, мы были противниками долгое время, но сейчас много молодых людей, которые разгневаны и испуганы, и не знают как реагировать на происходящее. Они собрались вместе и скандируют лозунги типа: «Все копы плохие», но они не сфокусированы и у них нет настоящих лидеров. Но не Россия их к этому подстрекает, вовсе нет, нет никаких признаков того, что Россия имеет к этому отношение».
Икей Амруи, выходец из Нигерии: «Честно говоря, нет. Люди просто уже сыты по горло тем , что происходит. А происходит это много лет, просто большинство инцидентов не записывается. Мы пытались мирным путем привлечь к этому внимание – не сработало. Бунты привлекают внимание, но надо думать что будет после них. Сейчас, когда к ним приковано внимание, надо использовать этот момент, чтобы что-то путное из этого вышло. Но я не думаю, что это Россия. Просто люди вышли за себя постоять, и это самое главное.»
Руби: «Вы скажите мне, может, Вы что-то знаете? Как большой фанат «Пусси Райот» я бы сказала, что все возможно. Но этот протест про справедливость. Я ничего не слышала насчет связи русских и этого протеста».
Джером, накачанный чернокожий парень:« Нет, не Россия. Это народный гнев. Мы сыты по горло тем, что происходит годами, годами и годами.»
Алекс, бесплатно раздающий бутылки воды: «Нет. Я думаю, что это историческая американская проблема, существующая со времени образования Америки, и со времени зарождения капитализма в Америке. Я не думаю, что Россия принимает в этом участие, потому что это наша проблема».
Ни один человек не сказал «Да», никто из протестующих ничего не знает о хоть какой-нибудь роли России в этих беспорядках. Я тоже в этом сильно сомневаюсь – тем более, что представители Посольства Российской Федерации не были замечены в раздаче печенек, пирожков и пряников.
Тем временем в Вашингтоне объявлен комендантский час с 11 вечера до 6 утра и в помощь полиции задействована Национальная Гвардия. Коронавирус ушел на второй план, сейчас главное внимание приковано к внутренним беспорядкам, но боюсь, что для отвлечения от внутренних проблем начнутся поиски внешних врагов, которых у Америки и без того хватает.
Oлег Меркулов,
Корреспондент гасзеты «Латвия Бизнес»