Эпиграф: «Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы? - Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать.» (Из фильма "Тот самый Мюнхгаузен").
Решил наконец написать об ушедшем Марке Захарове, который до недавнего времени оставался пожалуй последним из знаменитых режиссеров еще советской поры, остававшихся, как символ и дар той эпохи, когда всё было нельзя и делалось многое не благодаря, а вопреки, но тем не менее появлялись настоящие киношедевры, которые эти люди снимали. Надо было написать раньше, конечно, но вот получилось сейчас.
Когда Марк Захаров понял, что его призвание не актерство, а режиссура, он начал пробовать себя в этой ипостаси еще в Театре Сатиры. И его успешная работа там стала отличным "трамплином" для блистательного старта в "Ленкоме", уже на руководящей должности, требующей огромной самоотдачи.
Когда в 1973 г. Марк Захаров стал главным режиссером Театра Ленинского комсомола, как это часто бывает, своенравная труппа сначала встретила его не слишком дружелюбно. Перед этим с ними работал такой талантливый режиссер, как Анатолий Эфрос. Но тем не менее Захаров сразу заявил, что будет делать свой театр. Так оно, собственно, и вышло.
О Захарове часто говорят, что он создал свой неповторимый творческий язык, оригинальная манера мастера чувствуется во всех его фильмах и спектаклях. Но был у него и другой дар. Марк Анатольевич отличался особенным чутьем на таланты. Он приглашал ранее никому не известных молодых актеров и на сцене "Ленкома" они раскрывали свои самые лучшие качества, становились настоящими профессионалами. Он открыл уникальных актеров, ставших бриллиантами в его огранке. Когда «Ленком» начинался, как театр Захарова, он взял туда двух звезд: Евгения Леонова из Театра им. Маяковского и перетащил из Театра Сатиры "любимую бабушку Советского Союза" (в "Ленкоме" ее нежно называли "наша баушка") Татьяну Пельтцер. А вот остальных впоследствии знаменитых актеров Чурикову, Абдулова, Караченцова и других, включая свою дочь, актрису Александру Захарову, он, что называется, вырастил сам.
Из спектакля "Тиль"
В 1974 году Марк Захаров на сцене театра Ленком выпустил спектакль «Тиль» по пьесе своего друга, выдающегося драматурга Григория Горина, где играли Инна Чурикова, Николай Караченцов, Елена Шанина, Всеволод Ларионов. Постановка имела оглушительный успех. После премьерного показа «Тиля» молодой Николай Караченцов проснулся знаменитым. Для Инны Чуриковой спектакль тоже сыграл свою роль и значительно добавил известности. Создатели позиционировали постановку как музыкально-поэтический спектакль – яркий, красочный, захватывающий – как комедию с элементами сатиры и драмы. Музыка также становится едва ли не одним из главных действующих лиц в постановках Марка Захарова. Впоследствии этот жанр стал фирменным для "Ленкома" и его режиссера. Чертами жанра отмечены «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Мистификация». И наконец появляются знаменитые рок-оперы театра. Это «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» по мотивам произведений Пабло Неруды на музыку Алексея Рыбникова с неподражаемым Александром Абдуловым в роли Хоакина Мурьетты, а в 1981 году - легендарный музыкальный спектакль «Юнона и Авось» на основе поэмы Андрея Вознесенского и с музыкой того же композитора Алексея Рыбникова. В премьерной постановке главные роли исполняли Александр Абдулов, Николай Караченцов, Елена Шанина, Павел Смеян. С русской рок-оперой Ленком гастролирует во Франции, где зрители принимают ее с восторгом, а затем следуют не менее удачные гастроли в Германии, США, Нидерландах и Греции.
Из к/ф "Обыкновенное Чудо"
И если далеко не каждому повезло посмотреть знаменитые спектакли "Ленкома", то фильмы Захарова знают практически все. Фильмов этих было не так много, но каждый из них был событием и все они со временем стали классикой. Они не похожи на советские киноленты тех лет. Там не было идеологической обработки, свойственной тому времени, там не было призывов на комсомольские стройки, они не призывали любить вождей. Они учили другому: честности, благородству, самопожертвованию. Но делалось это без занудства, с большим юмором и тонкой иронией. Сам режиссер говорил: «Я не очень люблю театр, где всё время пугают и не смеются. Мне надо, чтобы люди все таки смеялись.»
Он верил в то, что хорошее, талантливое искусство делает человека лучше, заставляет его задуматься, поступать по-иному. «Хочется что-то сделать наверно такое, что помогало бы людям. – говорил он – В пьесах, в драматическом театре высказываются какие-то вещи и это оставляет послевкусие, которое влияет на человеческие мысли, устремления, на его облик.» Очень точно сказал в память о Марке Захарове известный режиссер и гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров: «Заблуждается тот, кто думает, что мы прощаемся с Марком Анатольевичем, Марк Анатольевич навсегда останется в каждом из нас. Любой, кто видел хотя бы один его спектакль, хотя бы один его фильм, знает, уверен в том, что он хоть чуточку изменил его».
Из к/ф "Тот самый Мюнхгаузен"
От себя скажу, что на меня лично такие фильмы, как "Тот самый Мюнхгаузен", "Убить дракона", "Обыкновенное чудо" произвели в свое время огромное впечатление и тоже сыграли роль в формировании меня, как человека. Да, думаю, так было и со многими людьми из моего поколения.
Многих, кто посмотрел фильмы Захарова, поражало то, какими злободневными они остаются, как это авторы обладали таким даром предвидения. Связано это не только с талантом самого режиссера, но и с тем, каких поистине мудрых, ироничных и конечно же талантливых авторов он выбирал в качестве сценаристов. Он работал с поэтами Юлием Кимом и Юрием Энтиным, прежде всего со своим другом и соавтором, драматургом Григорием Гориным и, наконец, ставил пьесы знаменитого Евгения Шварца.
Но и еще есть у меня грустная мыслишка о том, почему фильмы Захарова так актуальны до сих пор. Мой друг Саша Лангуров как-то заметил, что Россия в своем развитии, в истории своей ходит кругами. А потому с устрашающе надоедливым постоянством возвращаются те же проблемы, что были свойственны для страны многие годы назад и уже неоднократно. Впрочем, это по-моему на сегодняшний день свойственно не только для России, но для мира в целом. Как там было в том грустном анекдоте: «Зачем всё время наступать на одни и те же грабли?! Можно же для разнообразия наступить и на другие...» В общем, как сказал философ, за последние четыре тысячи лет человек мало изменился. А потому так современно и на злобу дня звучат сегодня цитаты из его фильмов:
— Это ещё что такое?
— Арестованный.
— Почему под оркестр?
— Ваше Высочество, сначала намечались торжества. Потом аресты. Потом решили совместить.
_____________
Господи, неужели вам обязательно нужно убить человека, чтоб понять, что он живой?!
_____________
— Фридрихсон, тебе нужна свобода?
— Мне? Ну что Вы, зачем?
— Может быть Вам, сударыня?
— Зачем мне свобода? Я замужем.
_____________
— Вы не скажете, что там наверху происходит: я в последнее время стал плохо видеть.
— Сегодня каждый сам за себя решает, что он видит.
_____________
А сейчас вспомним с благодарностью Марка Анатольевича и его фильмы, на которых мы тоже когда-то воспитывались и скажем: "Давайте негромко, давайте вполголоса, Давайте простимся светло..."
Александр Городинский, литератор, переводчик
Израиль, Хайфа
Фото с интернета