Высшее военное командование США поддержало инициативу президента Обамы, выступившего за то, чтобы геи могли служить в вооружённых силах США, не скрывая своей сексуальной ориентации. По мнению политических обозревателей, поддержка предложения Обамы со стороны министра обороны и председателя Объединенного комитета начальников штабов — исторический шаг, ибо ожидалось, что высшие офицеры будут против предложения Обамы. Тем не менее, некоторые члены сенатского комитета по делам вооружённых сил скептически отнеслись к призыву Гейтса и Маллена.
В своей речи «О положении страны» Барак Обама сказал:
— В этом году я вместе с Конгрессом и военным командованием приложу усилия для отмены закона, не позволяющего американцам-геям служить стране, которую они любят.
Эти слова прозвучали 27 января, а уже через 6 дней министр обороны Роберт Гейтс и председатель Объединённого комитета начальников штабов адмирал Майк Маллен обратились к Сенату с предложением узаконить приём на военную службу открытых гомосексуалистов и лесбиянок. Пока же для них существует закон «Не спрашивай, не говори», принятый при президенте Клинтоне как переходный, компромиссный, при котором геи не раскрывают свою сексуальную ориентацию, а командование не спрашивает их об этом. Но, по мнению Гейтса и Маллена, нельзя заставлять людей лгать о том, кто они, тогда как они добровольно идут защищать своих сограждан.
— Я полностью поддерживаю решение президента, — сказал Роберт Гейтс. — Вопрос сейчас не в том, готовы ли вооружённые силы к таким условиям, а в том, как наилучшим образом следовать предлагаемому закону. Мы получили приказ от главнокомандующего и выполним его соответствующим образом. Я назначил комиссию, которая должна проанализировать все аспекты новой задачи и предложить свои рекомендации к концу этого года.
Адмирал Маллен назвал этот вопрос чрезвычайно важным и заверил, что начальники штабов полностью согласны с министром обороны:
— Мы считаем, что исполнение закона, позволяющего гомосексуалистам и лесбиянкам служить, не скрывая своей ориентации, в вооружённых силах, должно быть тщательно подготовлено. Последние 2 месяца мы основательно изучили практику закона, действующего 16 лет. Мы понимаем президента, настаивающего на отмене нынешнего закона, и готовы дать ему наши рекомендации, как наилучшим образом можно осуществить перемены.
Если эта реформа будет осуществлена, то она станет крупнейшей переменой в кадровой политике вооруженных сил США со времён президента Трумэна. До 1993 года гомосексуалистов вообще не брали на военную службу. Когда при президенте Клинтоне убрали из военной анкеты вопрос о сексуальной ориентации, организации, выступавшие за права геев, назвали это продолжением дискриминации. Отмена правила «Не спрашивай, не говори» потребует от Конгресса принятия нового закона, и в вооружённых силах должна быть проведена работа по подготовке личного состава к новым правилам.
На слушаниях в Сенатском комитете по делам Вооружённых сил сенатор-республиканец Джон Маккейн прямо заявил, что разочарован позицией министра обороны Гейтса, единственного республиканца — члена администрации Буша, продолжающего работать в администрации Обамы. Маккейн напомнил Гейтсу, что это прерогатива законодателей менять или не менять закон. «Ныне существующий закон не идеальный, но эффективный, — сказал МакКейн. — Суть боеспособности армии — порядок и сплочённость». По мнению Маккейна, отмена закона подвергнет риску и то, и другое. А предложение президента при поддержке Гейтса и Маллена не учитывает мнения и чувства военнослужащих-гетеросексуалов.
Некоторые республиканцы в сенатском Комитете тоже критически оценили выступление Гейтса и Маллена и высказали сомнение в своевременности перемен, когда Америка ведёт военные действия в Ираке и в Афганистане и продолжает борьбу с терроризмом. Дебаты по отмене старого и принятию нового закона могут затянуться в Конгрессе на многие месяцы.